Анализируйте обстановку, учитывая возраст и рост ребенка. Для этого можно попробовать встать в центре комнаты на колени или сесть на пол и посмотреть на окружающее пространство с высоты его роста. Поверьте, вас ждут открытия.
Если ребенок сложно расстается с вещами, вспомните про метод “буферной коробки”: все, что уже не интересно, переросли, но расстаться пока не можем, складываем в отдельную коробку или пакет, подписываем дату принятия решения по судьбе вещей и убираем с глаз подальше.
В зависимости от возраста ребенка вещи делятся на категории “играю сам”, “играю со взрослым”. Первая категория должна хранится так, чтобы ребенок мог самостоятельно взять и вернуть на место игрушку, тогда малыш не будет вас отвлекать просьбами достать ему что-то.
Под вторую категорию стоит занять высокие полки, неудобные для эксплуатации ребенком. Таким образом также можно стимулировать ребенка к книгам, тогда стоит их расположить таким образом, чтобы он мог самостоятельно доставать их и рассматривать. Попробуйте некоторые книги поставить обложками наружу, картинки на них будут привлекать внимание, их захочется взять в руки, полистать. У всего должен быть “свой домик” — место постоянного “проживания”: у пижамки, любимого зайца, коллекции резиновых “финтифлюх” из соседнего супермаркета. В таком случае ничего не будет теряться, а, следовательно, не будет и огорчений в связи с этим.
Не увлекайтесь категоризацией ни с детьми, ни в своих комнатах, здесь важно следовать правилу “необходимо и достаточно”.
Маркируем органайзеры и полочки для дошкольников с помощью картинок. Можно купить готовую маркировку на маркетплейсах. А можно попросить ребенка самому нарисовать необходимые обозначения и приклеить, это поможет увлечь ребенка идеей поддержания порядка в комнате.
Организуем рабочее место школьника таким образом, чтобы в зону видимости не попадали игрушки. Это даст возможность полноценно сконцентрироваться на выполнении домашнего задания.
Если ребенок любит лепить или рисовать, можно разделить хранение на 2 части: зона-выставка и архив. Для поделок в качестве “выставки” можно использовать поднос или определенную полку, для рисунков — всевозможные доски, веревочку с прищепками, поверхность холодильника. Договариваемся с ребенком, что выставка за границы условленного места не выходит, а если место закончилось, значит выбираем то, что уходит в архив, а на освободившемся пространстве размещаем свежие работы.
Не забываем, что ребенок растет, у него меняется не только рост, но и интересы, приоритеты. Поэтому в детской комнате необходима периодическая организация пространства.
Если дети с малых лет растут в организованном доме, порядок вокруг становится абсолютно естественным. Они смогут легко, без стресса принимать решения: нужна им вещь, или она уже отслужила? А это в свою очередь дает возможность лучше понимать себя (Кто Я СЕГОДНЯ? Что ношу? Чем интересуюсь?). Порядок в доме для них будет нормой жизни, а не “обузой” выходного дня. Ведь, когда вещь удобно взять и вернуть на место, поддерживать порядок легко!